Общественный строй и культура коренного населения

Общественный строй и культура коренного населения

МАТЕРИАЛ БЫЛ НАПИСАН ДО 1992 года (ВЫХОД ЧАО ИЗ СОСТАВА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Быт и нравы коренного населения

Документы землепроходцев и археологические раскопки свидетельствуют о своеобразии быта и общественного строя местных народов. Зимние жилища оседлых племен строились из костей китов, дерева и дерна. Они представляли собой полуподземные помещения, в которых размещалось несколько семей. Летом племена селились в жилищах переносного типа, остов которых покрывался шкурами животных или травой. Кочевые племена жили в наземных переносных жилищах.

Чум - переносное жилище северных народов


style="display:block; text-align:center;"
data-ad-format="fluid"
data-ad-layout="in-article"
data-ad-client="ca-pub-6536576417895290"
data-ad-slot="1090107398">

Обязательной принадлежностью жилого помещения был меховой полог, в котором располагалась отдельная семья. Глиняная лампа – жирник давала тепло и освещение. Для топлива использовали плавник, мох, кости животных. Огонь добывали трением с помощью специального лучкового снаряда: в углубление деревянной дощечки вставляли костяную палочку, подсыпав под нее мех или опилки. На палочку наматывали жгут, прикрепленный к тетиве лука, жгут вращал палочку и нагревал мох.
     Некоторую особенность представляли жилища якутов. Они строились из бревен, а снаружи обмазывались глиной. Отапливалось жилое помещение очагом в виде широкой деревянной трубы, обмазанной изнутри глиной. К жилому помещению пристраивались загоны для скота.

Балаган - зимнее жилище якутов. На бревенчатом каркасе укреплялись наклонные стены из тонких жердей, обмазанных глиной. Низкая пологая крыша покрывалась корой и землей. 


Полярные эскимосы (американские) научились строить хижины из снежных плит.
     Убранство жилищ отличалось большой простотой, своеобразием предметов быта. Например, посуда в основном изготовлялась из глины, замешанной на крови животных с примесью песка и собачьей шерсти, что придавало ей наибольшую вязкость. Применялась и деревянная посуда.

Иглу - жилище эскимосов.

Легкая и теплая одежда из меха спасала людей от сильных морозов. Шили одежду из шкурок соболя, лисиц, оленей, отделывая ее собачьим мехом.
С появлением на территории Крайнего Северо-Востока русского населения в хозяйстве и быте местных жителей произошли большие изменения. «Русские топоров дали. Русские сказали: «Этим дерево рубите». Все начали рубить… Свои каменные топоры все бросили. Ножей дали» - так записал рассказы юкагиров один из исследователей.
Для религиозных представлений народов края были характерны одушевление сил природы – анимизм (латинское «анима» - душа) и тотемизм – вера в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо видом животных, растений, предметов или явлений природы. Эти верования выражались в обычаях племен. Например, эскимосы перед началом охоты устраивали праздники с песнями и плясками. По яркости пламени родового огня, который зажигали в специальном праздничном жирнике, определялась степень удачи. Передача огня, горячей пищи и оружия во время охоты запрещалась. В верованиях местных народов отражаются черты общественного строя.


style="display:block; text-align:center;"
data-ad-format="fluid"
data-ad-layout="in-article"
data-ad-client="ca-pub-6536576417895290"
data-ad-slot="1090107398">

Общественный строй

Источники изучения истории коренного населения: устное народное творчество, отчеты землепроходцев и материалы исследований свидетельствуют и том, что в XVII веке у большинства народов края существовало комплексное хозяйство. Но уже намечалось общественное разделение труда. Основной общественной и экономической ячейкой являлась патриархальная семья, имеющая общее хозяйство и общее жилье. Несколько семей составляли поселок или кочевое стойбище.

Образование соседской общины с ее двумя формами собственности (общественной и частной) часто сочеталось с существованием пережитков родового строя. По мнению ряда ученых, ярче, чем у других народов, черты родовой общины сохранились у юкагиров. Во главе рода стоял старейшина – наиболее авторитетный и старший по возрасту сородич. Он выбирал места стоянок, руководил ведением хозяйства. Старейшине помогали шаман – защитник рода от злых духов, первый охотник, обеспечивающий сородичей мясом и шкурами животных, богатырь, обладающий большой физической силой.

Юкагирская семья

Документы свидетельствуют о наличии неравенства у местных племен: выделялись «лучшие богатые люди» и «безродные худые люди». Например, у якутов к середине XVII века четко выделяется родовая верхушка и рядовые общинники. Все чаще власть родоначальника – тойона передается по наследству. В хозяйстве применяется рабский труд. Рабство носило главным образом патриархальный характер. Его источником становятся долговая кабала и межплеменные войны.
Благотворное влияние на развитие общественных отношений культуры коренных народов Крайнего Северо-Востока окажут в дальнейшем взаимоотношения с русскими землепроходцами, промышленными и служилыми людьми.

ИСТОЧНИК: История Магаданской области с древнейших времен до конца XXI века. Авторы пособия: Н.Н Диков, Л.Н Верин, Г.В Зотов, Л.А Лахин, С.Ц.Цепляева (1976 год издания)



Нет комментариев

К сожалению еще никто не добавил комментарий к данному материалу. Будьте первым!

avatar